Обязательная маркировка 2021

С 1 июля 2020 года вступил в силу закон об обязательной маркировке обуви, а с 1 января 2021 года маркировка стала обязательной и для текстильных изделий. 

Разбираемся, как это коснется промоиндустрии и какие действия нужно предпринять прямо сейчас.

С 1 июля 2020 года вступил в силу закон об обязательной маркировке обуви, а с 1 января 2021 года маркировка стала обязательной и для текстильных изделий. 

Разбираемся, как это коснется промоиндустрии и какие действия нужно предпринять прямо сейчас.

Зачем все это нужно?

Обязательная маркировка товаров призвана защитить потребителей от некачественной и контрафактной продукции, производимой в России или ввозимой из-за рубежа.

Какие группы товаров подлежат маркировке?

Обувные товары (кроме изготовленных ремесленниками) и товары легкой промышленности, в том числе накидки, плащи, куртки, ветровки, штормовки и аналогичные изделия.

Что представляет собой маркировка?

Код маркировки — цифро-буквенно-символьная последовательность. Он состоит из двух частей: код идентификации + код проверки. На товаре код маркировки выглядит как QR-код.

Что нужно сделать для маркировки продукции?

●      Получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) – подходит подпись для сдачи отчетности в ФНС.

●      Подключиться к системе ЭДО (электронного документооборота).

●      Зарегистрироваться в ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий).

Как происходит взаимодействие по кодам маркировки между рекламным агентством и корпоративным заказчиком?

Весь обмен информацией о передаче кодов маркировки по цепочке клиентов будет вестись в системе ЭДО путем передачи универсального передаточного документа (далее — УПД) с кодами, причем ЭДО-провайдер сам будет передавать данные о смене владельца кода маркировки в ЦРПТ, продавцу и покупателю об этом заботиться не нужно.

В системе ЭДО действует несколько провайдеров: «Контур», «Такском», «Калуга-Астрал», «Тензор» и другие, они связаны между собой взаимными договорами, поэтому принципиальной разницы, к кому подключаться, нет.

Мы сотрудничаем с СКБ «Контур», по ЭДО — с компанией «Диадок». Регистрация в ЭДО обязательна как для поставщика, так и для покупателя (имеется в виду юридическое лицо).

Мы уже оценили плюсы обмена электронными документами и приглашаем партнеров присоединиться!

Электронные документы являются оригиналами, их не нужно распечатывать, их принимают ИФНС и суды.

1.    Получаем документы в день выставления.

2.    Не отправляем подписанные документы обратно — их достаточно подписать в «Диадоке».

3.    Подписываем входящие документы прямо в 1С и проводим их без ручного ввода.

4.    Массово отправляем электронные документы «в один клик».

Вы сможете дать доступ к электронным документам всем сотрудникам, которые работают с документами, настроить передачу и согласование электронных документов внутри компании. Для подписи документов необходим сертификат, для просмотра и согласования достаточно войти по логину и паролю.

Легко проверить, с кем еще вы можете перейти на обмен электронными документами. Для этого загрузите список ИНН в «Диадоке» в разделе «Контрагенты».

Есть несколько способов прохождения кодов и их вывода в зависимости от целевого использования товара получателем (юридическим лицом).

Способы прохождения кодов и их вывода в зависимости от целевого использования товара получателем (юридическим лицом):

1.    Рекламное агентство — корпоративный заказчик, товар приобретается для собственных нужд заказчика.

В случае если рекламное агентство поставляет заказчику товар, подлежащий обязательной маркировке, который заказчик продавать дальше не будет, а предполагает использовать только для собственных нужд, коды маркировки выводятся из оборота рекламным агентством, заказчик к ним отношения не имеет и регистрироваться в ЦРПТ ему необязательно.

2.    Рекламное агентство — корпоративный заказчик, товар приобретается для дальнейшей реализации.

Если заказчик является юридическим лицом и реализует товар в дальнейшем, то в этом случае он должен зарегистрироваться в ЦРПТ и в системе ЭДО. Обязанность вывода кодов маркировки ложится на него и реализуется через онлайн-кассу при продаже товара в розницу или УПД в случае оптовой продажи.

Если заказчик в статусе юридического лица не зарегистрирован в ЦРПТ и при этом продает товар, подлежащий обязательной маркировке, то это является нарушением и облагается штрафом. Для юридических лиц он составляет до 300 000 рублей, а для должностных лиц — до 10 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Когда нужно сканировать коды маркировки?

Сканирование кода потребуется при приемке товара, его продаже и возврате.

Маркировка. Часто задаваемые вопросы:

1.    НУЖНО ЛИ ПЕРЕДАВАТЬ В СИСТЕМУ МАРКИРОВКИ ДАННЫЕ О ПРОДАЖЕ ТОВАРА ОРГАНИЗАЦИЯМ ДЛЯ СОБСТВЕННЫХ НУЖД?

Поставщик товара формирует и передает в систему маркировки сообщение о выводе товара из оборота по причине продажи покупателю для собственных нужд. Поэтому продавец обязан передать в ГИС МТ «Честный знак» уведомление с указанием причины вывода из оборота – «оптовая продажа для использования товара в собственных нуждах предприятием-покупателем» (п. 80 Правил).

При этом организации, которые приобретают товары для собственного использования, не являются участниками оборота товаров, поэтому никакие данные в систему не должны передавать (п. 2 Правил).

Использование ЭДО покупателем в такой сделке не обязательно.

 2.    НУЖНО ЛИ ПЕРЕДАВАТЬ ДАННЫЕ В СИСТЕМУ МАРКИРОВКИ, ЕСЛИ ЧАСТЬ ПРИОБРЕТЕННОЙ ПРОДУКЦИИ ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕПРОДАЕТ, А ЧАСТЬ ИСПОЛЬЗУЕТ ДЛЯ СОБСТВЕННЫХ НУЖД?

В этой ситуации есть два варианта действий и зависят они от оформления отношений с контрагентом.

1.    Если покупатель разделяет закупку товара для дальнейшей перепродажи и для собственных нужд и поставщику об этом известно, он выводит из оборота продукцию, которую поставляет для собственных нужд покупателя. Ту часть товара, которая приобретена для дальнейшей реализации, выводит из оборота покупатель или его следующий контрагент.

2.    Если организация не сообщила поставщику, что товар приобретается для собственных нужд, то коды ей следует зарегистрировать в системе маркировки на себя. Эту продукцию организация самостоятельно выведет из оборота. Об этом нужно сообщить в ГИС МТ «Честный знак», указав в качестве причины вывода из оборота использование для собственных нужд на предприятии.

3. КАК РАБОТАТЬ С СИСТЕМОЙ МАРКИРОВКИ, ЕСЛИ ОПТОВЫЙ ПОКУПАТЕЛЬ ЗАРЕГИСТРИРОВАН В НЕЙ, НО НЕ ИМЕЕТ ЭДО?

Основным вариантом отражения в ГИС МТ «Честный знак» реализации маркированных товаров является электронный документооборот. Процедура обмена информацией с ГИС МТ выглядит так. Продавец формирует уведомление на основании УПД и передает его в ГИС МТ не позднее трех рабочих дней со дня отгрузки, передачи или приемки товаров. Документ подписывается усиленной электронной подписью. Принимающий товары покупатель обязан подписать это уведомление УКЭП и направить в ГИС МТ в течение трех рабочих дней со дня приемки товаров, но не позднее передачи товаров третьим лицам. После того как покупатель получит и подпишет этот документ, принятые покупателем товары/коды маркировки будут переведены в ГИС МТ ему на баланс, а те, что не были приняты, останутся на балансе у продавца.

4. МОЖНО ЛИ ОПТОМ ПРОДАТЬ ОБУВЬ ПОКУПАТЕЛЮ, КОТОРЫЙ ЕЩЕ НЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАН В СИСТЕМЕ МАРКИРОВКИ?

Рекомендуем оптом продавать маркированную обувь участникам оборота, которые зарегистрированы в ГИС МТ «Честный знак».

Дело в том, что при оптовой торговле все участники оборота должны быть зарегистрированы в ГИС МТ. Передача данных об оптовых продажах между участниками оборота (зарегистрированными в ГИС МТ) осуществляется через уведомления в форме универсального передаточного документа (УПД).

 5. МОЖНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ УЖЕ ИМЕЮЩИЙСЯ СЕРТИФИКАТ ЭЦП ДЛЯ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ МАРКИРОВКИ «ЧЕСТНЫЙ ЗНАК»?

Да, можно использовать уже имеющийся сертификат электронной подписи. Однако должно соблюдаться условие: он выдан удостоверяющим центром, имеющим соответствующую аккредитацию. Список удостоверяющих центров опубликован здесь.

6. НУЖНО ЛИ ПОДКЛЮЧАТЬ К ГИС МП ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ (ФИЛИАЛЫ, ТОРГОВЫЕ ТОЧКИ)?

Подключение к ГИС МП производится организацией. Обособленные подразделения (в том числе филиалы и торговые точки) отдельно подключать не нужно. Идентификатор в ГИС МП получается на головную организацию (учитывается только ИНН, КПП не фигурирует). Движение маркируемых товаров отслеживается только между организациями. Внутренние перемещения между обособленными подразделениями в ГИС МП не учитываются. Также в ГИС МП не отражается информация о том, в каком конкретно подразделении организации находится код маркировки.

Подробнее узнать о нюансах маркировки и о работе «‎Честного знака» можно в разделе «‎Вопрос/Ответ» на сайте Национальной системы цифровой маркировки.

Заказ обратного звонка


Заказать звонок